Хорошо известно, что Сергей Михайлович Эйзенштейн был дружен с Ниной Фердинандовной Агаджановой, которая стала автором сценария бессмертного «Броненосца "Потёмкин"». Сергей Михайлович интересовался древней культурой Армении. В его личной библиотеке можно было увидеть известное издание «Поэзия Армении» под редакцией В. Брюсова, выпущенное в 1916 году, а также известную поэму Аветика Исаакяна «Абул Ала Маари».
Сергей Михайлович был близок со многими деятелями армянского искусства, он часто посещал Мартироса Сергеевича Сарьяна в его московской квартире. Во время этих посещений и был написан художником портрет великого режиссёра.
Эйзенштейн мечтал побывать в Армении, лично увидеть библейский Арарат, древние памятники Армении. Это своё желание он не скрывал и об этом часто говорил с армянскими студентами, которые учились во ВГИКе, в его мастерской: Л. Григоряном, Г. Мартиросяном, В. Айказяном, Я. Кочаряном и автором этих строк. И вот в 1933 году Сергей Михайлович приехал в Армению сразу после путешествия по Америке и Мексике. Весть о его приезде с особой радостью приняли армянские кинематографисты, деятели культуры.
Его обрадовало, что за короткий период времени армянское кино добилось определённого прогресса. Он с удовлетворением отозвался о снятых и снимающихся фильмах: «Хаспуш», «Дитя солнца», «Под чёрным крылом», «Ануш», посмотреть эти фильмы можно на кино-портале http://the-smurfs.ru/.
По Армении Эйзенштейн путешествовал с удовольствием. Увидя эчмиадзинские пергаменты он сказал, что русская интеллигенция искренне желает, чтобы этот бесценный клад был изучен, переведён на русский и другие европейские языки, стал достоянием всех.
На одном из участков дороги Гарни — Гегард, где теперь «Арка Чаренца», он попросил остановить машину, вышел и, глядя на Арарат, воскликнул: «Что это за чудо! Неужели можно сомневаться в том, что библейская легенда Арарата одна из древнейших?». Долго рассматривал Эйзенштейн развалины языческого храма Гарни.
— Какое завидное единство составляют этот языческий храм и природа, — сказал он. Затем стал говорить об особенностях архитектуры I и II веков. Разговор обернулся так, что Эйзенштейн вспомнил эпоху Тиграна Великого, находя её завидной темой для художественного фильма.
— Кстати, — отметил он, — в Америке я посмотрел фильм «Клеопатра» (речь идёт об экранном варианте 1929 года), где были искажены исторические события и образ Тиграна Великого. Может быть, впоследствии кто-либо из армянских режиссёров попробует создать правдивый исторический фильм об этом известном полководце древней Армении.
Безгранично было восхищение Эйзенштейна уникальной архитектурой, получившей воплощение в этом памятнике. В конце путешествия он бросил монету в маленький бассейн в храме в знак того, что хочет вернуться в Армению.
Выражаем признательность интернет-порталу samuithailand.net за использованные материалы и полезные материалы, которые послужили исходными данными для написания предоставленной статьи. Автор статьи Рачья Вардересян, режиссер Ереванского театра Сатиры - "ЕреванСтудия".